«Экология питания. Лезгинская кухня»
Программа курса включает материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд.
Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.
На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты. Актуальность программы «Экология питания. Лезгинская кухня» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
В большинстве тем предусмотрено проведение практических работ. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей должен овладеть основными способами приготовления пищи.Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
ПЕДАГОГИ
Велиханова Гюльназ Робертовна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
Занятие 1
Тема. Вводное занятие - 4 час.
Цели и задачи программы. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.
Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене.
Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.
Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.
Занятия 2
Тема. Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни - 2 ч.
История развития пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.
Выявление потребности человека в применении «кулинарного искусства».
Изучение школьниками данных о том, как, когда, сколько, что есть по информационным источникам, предложенным преподавателем.
Занятия 3
Тема. Первичная обработка овощей-2ч.
Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Практические работы: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками.
Занятие 4
Тема. Польза фруктов и овощей для организма человека-12 ч. (гранат,виноград, арбуз,инжир,облепиха,шиповник,тыква.) .Как правильно готовить блюда из тыквы.
Занятие 5
Тема. Приготовление картофеля – 10 ч
Перечень блюд: картофель жареный, варёный, печёный, чипсы и т.д.
Занятия 6
Тема. Приготовление супов – 12 ч.
Приготовление первых блюд.
Перечень блюд: овощной суп, шурпа, борщ и т.д.
Занятия 7
Тема. Приготовление блюд лезгинской кухни (гит1, тач1)- 12 ч.
Практические работы.
Занятия 8
Тема. Приготовление горячих напитков. – 6 ч
Технология приготовления горячих напитков.
Перечень блюд: фруктовый чай, компот и т. д.
Тема Приготовление блюд лезгинской кухни (хинкал ,тапатаяр,турайхапай)- 12 ч
Занятия 10
Тема. Приготовление блюд из круп – 10 ч.
Рациональное питание. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.
Приготовление блюд из круп. Перечень блюд: хишил ( мамалыга) национальное блюдо лезгин пшенная каша,из полбы.
Занятие 11
Тема. Способы обработки пищевых продуктов – 8 ч.
Характеристика способов обработки пищевых продуктов.
Преимущества приготовления пищи на пару.
Приготовление слоенного хинкала, манты.
Занятие 12
Тема. Откуда к нам пришло тесто. История, виды, технология приготовления -20 ч.
Правила внутреннего распорядка на кухне. Инструменты и приспособления. Виды теста. Основы приготовления лезгинского хлеба на дровах (дрожжевое и без дрожжевое хымы фу).
Практическая работа. Приготовление двух видов хлеба, а так же приготовление чуду(афарар ) из зелени, тыквы, творога и тд.
Занятие 13
Тема. Технология приготовления исида – лезгинская халва (4 ч.)
Способы приготовления. Практическая работа. Приготовление исида и подача к столу.
Занятие 14
Тема. Изделия из творога и яиц, алыгей ( лезгинская пицца)- 10ч
Значения молочных блюд. Изделия из творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. Практические работы: Приготовление сырников, вареников.
Занятие 15
Тема. Консервирование овощей, фруктов и ягод- 10 ч.
Способы и последовательность консервирования овощей, фруктов, ягод (квашение, соление, пастеризация). Практическая работа: консервирование
Занятие 16
Тема. Праздничная выпечка пахлава - 6ч.
Занятие 17
Тема. Итоговое занятие-4ч.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
формирование знаний экологического питания и умений воспитанников, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания, формирование интереса и практического применения знаний и умений в области кулинарии.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
развитие способностей ориентирования в многообразии продуктов питания; предъявлять санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;составлять разнообразное меню;самостоятельно готовить различные блюда.