"Эковолонтер"
Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования.
Она представляет собой обучающую систему, в которой ребенок самостоятельно приобретает знания, а педагог осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует).
Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнительной возможности развития творческих способностей детей школьного возраста и обусловлена тем, что в настоящее время способствует:
1. Вовлечению ребят в изучение экологических проблем, создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
2. Воспитанию любви к природе через практическую деятельность, в которой дети непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
3. Обеспечению заполнения досуга детей интересной, полезной деятельностью и укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья, работая в полевых условиях.
4. Расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитие познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
5. Выработке навыков работы с литературой, использования компьютерных технологий, Интернета.
6. Созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
7. Укреплению связи с родителями, которые тоже принимают участие в исследовательской работе, получая удовольствие от совместной деятельности с ребенком, все заняты одной научной проблемой.
Данная образовательная программа разработана с учетом индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
ПЕДАГОГИ
Шакиров Р. А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Экофизика .
Тайный мир физики мира. Физические загрязнения. Тепловое, световое; шумовое; электромагнитное; радиоактивное.
Практика: Акция «Шум, огни и радиация населенного пункта» (инструментальные замеры и опрос жителей).
Экохимия .
Химия мира. Химическое загрязнение. Что такое химия, химический анализ?
Практика: Акция «Химия – заблуждения и мифы». Опрос жмтелей.
Почва .
Методы и инструменты исследования почвы. Практическая работа «Изучение почвы возле станции юннатов».
Исследование почвы населенного пункта.
Акция «Защитим почву». Опрос жителей и раздача листовок.
Вода .
Инструменты исследования воды. Вода в лаборатории.
Практика: Практическая работа «Изучение воды в полевых условиях».
Экскурсия «Водоёмы населенного пункта».
Отчеты молодых исследователей «Водоёмы населенного пункта».
Акция «Чистые берега».
Воздух .
Методы исследования воздуха .
Практика: Практическая работа «Воздух в классе».
Практическая работа «Воздух в населенном пункте».
Экобиология .
Биологическое загрязнение. На страже границ. Вредные гости.
Практика: Опрос жителей о карантинных видах животных.
Акция «Опрос жителей на знание Красной книги».
Практическая работа. Работа с определителем растений.
Отчеты молодых исследователей «Растения города».
Акция «Защитим зеленых великанов»
Экскурсия «Следы и убежища животных».
Самостоятельная работа «Проведение видового обзора животных нашего населенного пункта».
Акция «Сбор кормов для животных».
Отчеты молодых исследователей о проведение видового обзора животных нашего села, района.
Экология и здоровье человека.
Практика: Акция «Жить здорово».
Я - эколог .
Выбор темы группового исследовательского проекта.
Практика: Мозговой штурм – создание плана работ над групповым исследовательским экопроектам.
Отчеты и консультации по исследовательским экопроектам.
Отчеты и консультации по исследовательским экопроектам.
Защита исследовательского экопроекта.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — создание условий для формирования у учащихся ответственности за окружающую среду, знаний, умений и навыков исследовательской деятельности на основе изучения мира, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает, что учащийся будет знать:
- методы исследования экологического состояния среды;
- понятия зоология и ботаника, среды обитания животных;
- понятия физики и химии, химический анализ;
- экология и ее влияние на животных;
- влияние деятельности человека на окружающую среду;
- общие принципы построения научной работы;
- содержание и назначение каждой составной части научной работы;
- различные подходы к обработке результатов исследований;
- способы представления результатов исследований.
Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
- разбираться в экологических прблемах своей местности;
- разбираться в многообразии животного мира своей местности;
- вести простейшие наблюдения;
- оформулировать тему и определять цель научной работы;
- вести библиографический поиск;
- выбирать литературу по теме исследования и выполнить ее обзор;
- освоить несложные методики и выполнить практическую часть учебно-исследовательской работы;
- грамотно обработать и представить результаты работы;
- делать выводы;
- оформллять научную работу и убедительно доложить ее результаты.
Программа будет способствовать формированию коммуникативных компетенций в:
организации и проведения эксперимента:
- поиска, сбора, отбора и анализа информации;
- организации и представлению информации;
- организации дискуссии.
Спектр сформированных общеучебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
мультимедийный материал, дидактические карточки -задания