«Юный натуралист»
«Юный натуралист»При реализации программы образовательный процесс организуется так, что дети вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозированию последствий своего поведения и деятельности в окружающей среде, участвуют в обсуждениях.
Обучение детей по данной программе предусматривает овладение младшим школьником знаниями основных отличительных признаков изучаемых растений, животных, природных явлений основных биологических особенностей фаз роста, развития и размножения культур.
Обучающиеся овладевают основными правилами и приёмами выполнения практических работ по сохранению и укреплению своего здоровья, по содержанию и уходу за декоративными и сельскохозяйственными растениями, за животными обитателями уголка живой природы, соблюдая при этом правила техники безопасности, охраны труда и личной гигиены.
Значительная часть учебного времени в программе отводится на контакт детей с окружающей средой, на практическую, исследовательскую и творческую деятельность, что достигается разнообразными формами и методами обучения, такими как:
- вводные и обобщающие занятия;
- комплексные экскурсии;
- упорядоченная практическая деятельность в акциях милосердия природе на основе знаний, особенностей природоохранной деятельности;
- экологические игры и игровые ситуации;
- различные тесты и тренинги. В процессе обучения школьники приобретают умения и навыки по уходу за растениями, учатся передавать своё отношение к природе, проводить наблюдения за живыми объектами.
ПЕДАГОГИ
Кантемирова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с планом работы детского объединения на год. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения.
2. Осень в природе (8 часов)
Разнообразие растений, значение их для человека. Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у разных деревьев и кустарников.
3. Осенние работы на учебном участке (10 часов)
Понятие об овощных культурах. Овощные культуры, значение овощных культур в жизни человека. Классификация овощных растений. Сроки и фазы созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая. Знакомство с осенними работами на учебно-опытном участке.
Разнообразие цветочно-декоративных растений в цветнике осенью. Наиболее распространенные цветочно-декоративные растения: ноготки, бархатцы, настурция, душистый горошек. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора семян, первичная обработка.
Растения, выращиваемые в защищенном грунте (оранжерея, теплица, комната). Роль цветочно-декоративных растений в жизни человека. Знакомство со строением растения (корень, стебель, лист, цветок). Правила ухода за цветочно-декоративными растениями, пересаженными в защищенный грунт. Правила подготовки семян к хранению.
6. Природа зимой (8 часов)
Сезонные изменения природы зимой, значение снежного покрова для растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
7. Охрана и привлечение зимующих птиц (8 часов)
Зимующие птицы Урала. Распознавание их по внешнему виду. Роль птиц в жизни человека. Корма, используемые для подкормки птиц.
9. Вредители культурных растений (8 часов)
Наиболее распространенные вредители культурных растений, вред, наносимый ими. Меры борьбы с вредителями растений: химические, механические, биологические.
Практическая работа. Ознакомление с основными вредителями культурных растений по таблицам и справочной литературе. Зарисовка вредителей - насекомых. Составление коллекции повреждений культурных растений.
10. Сорные растения (8 часов)
Ознакомление с наиболее распространенными сорными растениями. Вред, причиняемый ими культурным растениям и урожаю. Способы размножения сорняков. Меры борьбы с сорными растениями. Правила оформления гербария.
Практическая работа. Распознавание сорных растений по внешнему виду. Игра «Сорняк». Изготовление гербария «Сорные растения огорода».
11. Работа в уголке живой природы весной (8часов) Особенности ухода за комнатными растениями весной. Виды размножения комнатных растений. Технология размножения комнатных растений черенками. Правила черенкования растений. Виды и способы подкормки комнатных растений.
12. Весенние работы в защищенном грунте (12 часов)
Выращивание овощных и цветочных культур на Урале. Условия, необходимые для выращивания рассады овощных и цветочных культур. Назначение парников и теплиц. Значение почвы в жизни растений. Почвенная смесь для выращивания рассады. Правила набивки ящиков почвенной смесью. Правила посева семян и ухода за рассадой.
13. Весна в природе (6 часа)
Сезонные явления в природе весной.
14. Весенние работы на учебном участке (16 часов)
Особенности подготовки почвы для выращивания растений в открытом грунте. Основные приемы проверки семян на всхожесть.
15. Весенние работы в теплице и парниках (12 часов)
Основные требования для роста и развития овощных и цветочных растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями (прореживание, прищипка). Правила подсева семян овощных культур.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Целью программы «Юный натуралист» является формирование экологической культуры детей школьного возраста на основе единства нравственного и рационального познания природного окружения человека и привлечение к практической социально значимой деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся будут знать:
- признаки сезонных явлений в природе;
- распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;
- признаки подготовки растений к зиме;
- распространённые овощные культуры, значение их в жизни человека;
- наиболее распространённые цветочно-декоративные растения (календула, бархатцы, настурция);
- признаки созревания семян;
- технику сбора, первичную обработку семян;
- строение растения;
- растения, выращиваемые в закрытом грунте;
- основные приёмы ухода за растениями;
- распространённых вредителей и основные болезни цветочных культур;
- распространённые сорные растения, их способы размножения, меры борьбы с ними;
- технологию размножения комнатных растений черенками;
- условия, необходимые для выращивания рассады цветочных культур в закрытом грунте;
- основные приёмы ухода за цветочной рассадой;
- технологию подготовки семян овощных и цветочных растений к посеву.
Обучающиеся будут уметь:
- различать признаки сезонных явлений в природе;
- распознавать распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;
- распознавать распространённые цветочно-декоративные растения (календулу, бархатцы, настурцию);
- определять признаки созревания семян;
- производить сбор и первичную обработку семян;
- различать растения, выращиваемые в закрытом грунте;
- осуществлять уход за растениями;
- различать вредителей и основные болезни цветочных культур;
- определять сорные растения, вести борьбу с ними;
- черенковать комнатные растения;
- ухаживать за рассадой;
- готовить семена овощных и цветочных растений к посеву.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
садовый инвентарь