ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБУ ДО "СЮН им Ф.Г. Кисриева"

Описание образовательной программы

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ                     

 на педагогическом совете                                                                                                                               Директор МБУ ДО « СЮН им Ф.Г.  Кисриева»         

  МБУ ДО «СЮН им Ф.Г. Кисриева»                                                                                                             Гаджиева.М.Н.            

протокол  №     от                                                                                                             

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Муниципального Бюджетного  учреждения

 дополнительного образования  

«Станция  юных натуралистов им Ф.Г .Кисриева»

 

                                      2021-2022  учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 с. АХТЫ

Нормативно-правовое обоснование образовательной программы

 

Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева» строится на основе правовых актов:

·        Международная «Конвенция о правах ребенка»

·        Конституция РФ

·        Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»

·        Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 г.

·        Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Станция юных натуралистов им Ф.Г.Кисриева».

 

Принципы, на которых построена образовательная программа:

·        дифференциация и индивидуализация обучения;

·        демократизация управления;

·        гуманизация образовательного процесса.

 

Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих отвечать современному социальному заказу на образовательные услуги.

Назначение образовательной программы:

Образовательная программа – это внутренний образовательный стандарт, способствующий реализации права на информацию о дополнительных образовательных услугах, право на выбор данных услуг и право на гарантию качества дополнительного образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании дополнительного образования и способствует координации деятельности педагогов дополнительного образования.

Образовательная программа регламентирует организацию деятельности обучающихся СЮН, их всестороннее развитие.

Образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов дополнительного образования.

Общие положения

В образовательной программе представлена стратегия и тактика дополнительного образования с учетом целей и задач развития МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назначение, дополняя  содержанием другие разделы, что позволяет охарактеризовать данный нормативно-правовой документ как целостный и динамичный.

Разделы образовательной программы:

·               Цели и задачи образовательной программы МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

·               Образовательное пространство как условие эффективности образовательного процесса

·               Характеристика специфики содержания дополнительного образования МБУ ДО СЮН

·               Характеристика социального заказа на образовательные услуги

·               Учебный план МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

·               Основные подходы к организации воспитательной работы

·               Педагогические технологии, формы и методы обучения

·               Организация учебно-исследовательской деятельности

·               Система организации программно-методического сопровождения

 

                                                   РАЗДЕЛ I.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 МБУ ДО «СЮН им Ф.Г. Кисриева»

Цели образовательной программы:

- воспитание духовно-нравственного, интеллектуального, физически здорового гражданина – патриота России;

- формирование гармонично развитой личности с творческим мышлением и экологическим сознанием;

- обеспечение необходимых условий личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга;

-реализация авторских и экспериментальных дополнительных образовательных программ, направленных на обеспечение повышения качества знаний обучающихся.

Исходя из этого, формируются группы задач:

o   Образовательные:

- расширение накопленных знаний о природе Земли, взаимосвязи человека с окружающей средой;

- формирование навыков самостоятельных наблюдений и исследований в природе;

- создание участникам образовательного процесса оптимальных условий для проведения учебно-исследовательской и опытнической работы.

o   Воспитательные:

- воспитание активной, всесторонне  и гармонически развитой личности;

- воспитание мировоззрения ценностного отношения к окружающему миру;

- эстетическое воспитание с познанием и этикой, с действенным отношением к природе, труду и быту;

- формирование идейно-нравственных качеств.

o   Развивающие:

- развитие мотивации к овладению теоретическими знаниями в области естественных наук, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук;

- развитие способности к творческому самовыражению.

Финансовое обеспечение:

- бюджетные средства;

  

Ожидаемые конечные результаты:

- расширение объема знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам;

- повышение экологической культуры и грамотности подрастающего поколения;

- создание методической библиотеки;

-активное участие обучающихся в станционных, муниципальных, республиканских и Всероссийских экологических конкурсах;

Контроль за исполнением программы осуществляют:

- администрация МБУ ДО «СЮН им Ф.Г. Кисриева»

- УО АХТЫНСКОГО РАЙОНА

 

РАЗДЕЛ II.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Приоритетным на Станции юных натуралистов является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее обучающегося в активного и заинтересованного участника образовательного процесса.

Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде и ее компонентах актуален на данном этапе развития СЮН.

Образовательная среда – взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук. Такая среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта

Ø    гуманитарная развивающая среда;

Ø    интеллектуальная образовательная и развивающая среда;

Ø    информационная обучающая среда.

Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все ее составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции. Основой образовательной среды является социальный компонент, к которому относятся:

·                   традиции СЮН;

·                   взаимоответственность;

·                   морально-эмоциональный климат;

·                   общие дела;

·                   атмосфера доброжелательности;

·                   имидж СЮН.

Гуманитарная развивающая среда – взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.

Интеллектуальная образовательная и развивающая среда – взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, интеллектуальное развитие. Педагоги используют средства, формы и методы работы, наиболее приспособленные для развития интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, дает возможность выявить наиболее способных детей и создать им условия для дальнейшего развития.

Система интеллектуальных конкурсов включает в свою структуру учебно-исследовательскую деятельность, опытническую работу, марафоны, игры и т.д.  Их уровень, привлекательность, цели, а также охват обучающихся весьма разнообразны. На Станции юных  натуралистов традиционно проводятся научно-практические конференции, слеты юных экологов, такие конкурсы, как «День Птиц», «День Воды», «Золотая осень», «День охраны окружающей среды», «День Земли», «Посвящение в юннаты», «Новый год» и др., обучающиеся СЮН  активно участвуют в экологических конкурсах и мероприятиях различных уровней.

Система работы СЮН с  детьми позволяет организовать деятельность обучающихся, способных и готовых к интеллектуальному труду.

Информационно-обучающая среда – системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей. Информационная среда учебной деятельности формируется:

§   педагогами – они определяют содержание программы, выбор литературы, методов обучения, стиль общения и т.д.;

§   педагогическим коллективом СЮН, который определяет общие требования к образовательному процессу, сохраняемые традиции учреждения, взаимоотношения педагогического и ученического коллективов.

Образовательная среда СЮН позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие педагогом его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.

Таким образом, коллектив Станции юных натуралистов стремится создать такие условия воспитательно-образовательного процесса, при которых «воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом». (А.С. Макаренко)

РАЗДЕЛ III.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБУ ДО « СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.

Основное предназначение дополнительного образования детей – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Станция юных натуралистов позволяет расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети, создает возможность смены типов деятельности для того, чтобы ребенок сумел выявить свои интересы, оценить возможности, позволяет расширить круг общения и выбрать тот круг общения, который соответствует его интересам.

Основное предназначение Станции юных натуралистов – развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Все педагогические подходы, формы и методы работы с детьми, программно-методическое обеспечение эколого-биологического образования и воспитания, повышение образовательного и профессионального уровня работников учреждения, а также нормативно-правовая база направлены на решение задач экологического развития детей, воспитание глубокого интереса к изучению природы родного края, вопросов сельского хозяйства, учебно-исследовательской деятельности, развитие творческих способностей и способностей к саморазвитию.

Педагоги ДО ведут целенаправленную  работу среди детей по пропаганде природоохранительных знаний, где юннаты  приобретают теоретические и практические знания и умения, навыки оценки состояния окружающей среды, вовлекаются в практическую деятельность по изучению природы родного края.

Дополнительное образование детей на МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»  опирается на следующие приоритетные принципы:

Ø    свободный выбор ребенком видом и сфер деятельности;

Ø    ориентация на личностные интересы;

Ø    возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

Ø    единство обучения, воспитания, развития;

Ø    практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 

Включение дополнительного образования в систему деятельности образовательных учреждений города  позволяет решать такие проблемы, как:

1.                 Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.

2.                 Организация целесообразной деятельности ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию.

3.                  Овладение навыками учебно-исследовательской деятельности.

4.                 Развитие познавательной активности.

5.                 Формирование ответственности за состояние окружающего мира.

              Система дополнительного образования МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева» осуществляет 5 исключительно важных функций:

·                    Функция самореализации

·                    Развивающая функция

·                    Обучающая функция

·                    Воспитательная функция

·                    Социокультурная функция

 

Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:

- создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учетом ее возможностей, развитие сущности сил ребенка, формирование в нем человека, способного к социальному творчеству;

- обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;

- оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.

Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования на современном этапе (обучающую, воспитательную,). Ее реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

Содержание обучающей функции реализуется посредством дополнительных образовательных программ, изучение которых расширяет знания школьных программ по биологии и экологии, формирует навыки исследовательской работы, обеспечивает индивидуальное развитие способностей.

Воспитательная функция дополнительного образования на СЮН заключается в обеспечении целенаправленного влияния на поведение и деятельность обучающихся.

 

 

РАЗДЕЛ IV.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Эколого-биологическая направленность представлена работой 9 объединений.

Постоянно меняющаяся педагогическая ситуация требует новых подходов к изменению и расширению образовательных услуг в дополнительном образовании с учетом потребностей детей и родителей.

 В процессе реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства обозначился ряд проблем:

1.                Проблема сохранения и увеличения контингента обучающихся.

Педагоги  МБУ ДО «СЮН им Ф.Г. Кисриева» вынуждены конкурировать с развитием информационных технологий, количество компьютерных игр постоянно увеличивается, большинство школьников  проводят основную часть свободного времени в сети  Интернет, предпочитая азартные игры занятиям в кружках. В связи с этим основная задача – организация занятий детских объединений на высоком уровне, с использованием новых форм проведения.

Для достижения конкурентоспособности необходимо активизировать работу педагогического коллектива по обеспечению качества образования, совершенствовать методическую базу учреждения.

2.                Повышение уровня качества образования.

Для решения данной проблемы необходимы разработка качественных образовательных программ с учетом современных социальных запросов, возрастных ступеней, выявление детей, способных и заинтересованных в получении дополнительных знаний.

3.                Организация результативной практической деятельности на учебно-опытном участке, проведение исследовательской работы на более высоком уровне.

С целью решения обозначенной проблемы необходимо ежегодно совершенствовать план работы на УОУ, организовать работу с педагогическими кадрами через проведение практикумов по освоению новых методик проведения исследовательских работ, продолжать  сотрудничество  школами районна

Модель организационной структуры МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Ступень обучения

Направления

 

Задачи

Образовательные технологии

Организационно-педагогические технологии

Предполагаемый

результат

I

Эколого-биологичес

кое ,

с/х

--выявление и развитие творческих способностей ребенка;

 

--овладение основными умениями и навыками

·      традиционное обучение;

·      игровое обучение;

·      создание ситуации успеха

·           занятия;

·           конкурсы;

·           прогулки;

·           игры;

·           акции;

·           праздники

Появление устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему обучению

 

 

-духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности (становление и формирование);

 

-осознанный выбор и освоение дополнительных образовательных программ

·      исследовательское, проблемное обучение;

·      развивающее обучение;

·      традиционное обучение;

·      дифференцированное обучение;

·      работа с группой;

·      игровые технологии;

·      личностно-ориентированные

 

·           занятия;

·           научно-практические конференции;

Всероссийские и республиканские конкурсы;

·      выставки;

·      игры;

·      дискуссии;

·      семинары;

·      экскурсии

 Достижение высокого уровня усвоения дополнительных образовательных программ.

 

II

Научно-исследова

тельская деятель

ность;

- -развитие различных типов теоретического мышления;

-освоение методов анализа и синтеза;

-овладение навыками полевых исследований

· личностно-ориентированное обучение;

·      индивидуализация обучения;

·      исследовательское,

·      проблемное обучение;

·      педагогика сотрудничества;

·      технология педагогических мастерских

·      научно-практические конференции;

·      занятия;

·      Всероссийские и республиканские конкурсы;

·      выставки;

экспедиции;

·      игры

 

Реальное

следование

экологическим

нормам во всех

 видах деятельности

(экологическая культура)

 

РАЗДЕЛ V.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

к учебному плану МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

на 2021 – 2022 учебный год

При составлении учебного плана на 2021-2022 учебный год учреждение  руководствовалось следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03».

Содержание образования и воспитания на Станции юных натуралистов определяется авторскими, адаптированными, типовыми и экспериментальными образовательными программами, реализуемыми учреждением, которое представляет собой целостную образовательную систему, индивидуализирующую воспитательный и образовательный путь ребенка.

Наиболее перспективным для учреждения является программный подход к своей деятельности, предполагающий наличие разнообразных программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности, формами и методами работы, ориентацией на различные социальные возрастные группы, интересы и потребности обучающихся и их родителей.

Каждая из программ педагогов  СЮН предусматривает создание разнообразных гибких форм экологического образования и воспитания детей, способствующих развитию личности, интеллектуальности, духовному и физическому совершенствованию на основе приобщения к учебно-исследовательской природоохранительной деятельности, творчеству, краеведению, здоровому образу жизни, общественно-полезному и производительному труду.

Дополнительные образовательные программы

·         Экологическая тропа

·         "Юный цветовод"

·          «Декоративное садоводство» 

·         «Экология питания. Лезгинская кухня» 

·         "Эко мастерята"

·         "Эко волонтер"

·          "Шаги в медицину" 

·         "Эко клуб"

·         «Планета будущего (агроэкология)» 

·         «Юный натуралист» 

 

 

 

  

Цели:

Ø      формирование основы внеурочной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов;

Ø      обеспечение познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с педагогом и другими обучающимися;

Ø      формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с окружающим миром и людьми.

Содержание образования реализуется преимущественно за счет реализации дополнительных программ, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельного и индивидуального  подхода. Значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса обучения, укреплению познавательного интереса как ведущего фактора успешности образовательного процесса.

вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и   охране природных экосистем; 

Ø      расширение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;

Ø      формирование убеждений в необходимости соблюдения экологических норм и готовности пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности.

 Обучающиеся более подробно знакомятся с многообразием организмов, их взаимодействием со средой обитания и друг с другом, рассматривают современные вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях развития науки и технического прогресса, формируются и совершенствуются практические навыки.

Ø     формирование у учащихся  взглядов на развитие и функционирование природы, ее ресурсов как необходимого условия жизни общества;

Ø     систематизация знаний, полученных учащимися при изучении различных предметов (естествознания, географии, биологии, экологии).

    

 

                                                                    

                                              

                Формы организации учебного процесса:

Ø   дополнительные образовательные программы эколого-биологического направления;

Ø   ежегодные открытые занятия;

Ø   выступления на муниципальных и республиканских  мероприятиях;

Ø   участие в профессиональных конкурсах педагогов ДО.

 

                    Формальные показатели качества учебного процесса:

 

Ø   ежегодное участие и призовые места в республиканских этапах Всероссийских экологических конкурсов;

Ø   участие и результативность в республиканском конкурсе  авторских образовательных программ;

Ø   участие и победа педагогов ДО  в профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям».

                            

            Организационно-педагогические условия:

Содержание обучения преподносится как на основе традиционных, так и на основе новых технологий: используются информационные технологии, здоровьесберегающие и т.д.

Продолжительность учебного года: 36 недель

Обучение юннатов организуется в ежедневном режиме

Занятия – спаренные, по 40 минут с перерывом 10 минут.

Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Работа организована по четырем направлениям:

Ø экологическое;

Ø биологическое;

Ø сельскохозяйственное;

  

Методический совет

Методической работой Станции юных натуралистов руководит методический совет, в состав которого входят администрация, методисты и наиболее опытные педагоги. Метод совет выполняет следующие функции:

 

·  реализует задачи методической работы, поставленные на учебный год;

·  направляет работу методического объединения;

·  организует проведение станционных и районных семинаров и конференций;

·  контролирует взаимопосещения занятий;

·  обобщает и внедряет передовой педагогический опыт, анализирует итоги образовательной деятельности.

 

РАЗДЕЛ VI.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Являясь составной частью государственной системы непрерывного экологического образования и воспитания детей, воспитательная система Станции юных натуралистов имеет свои, только ей свойственные, черты и традиции.

Основной яркой чертой, отличающей СЮН от других форм и систем дополнительного образования и воспитания детей, является направленность на естественное стремление детей к познанию окружающего мира, к проблемам изучения и сохранения природы.

Воспитательная система учреждения нацелена  на долгосрочную перспективу. Современного ребенка необходимо научить воспринимать природную среду как составную часть своего сознания, сформировать потребность в течение всей жизни сохранять и поддерживать эту природную среду, не допуская противостояния человека и природы.Хочу такой сайт

Образовательные учреждения города МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева» и– партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании, отвечающими современным запросам общества, семьи, конкурентного социума.

 Воспитание как управление процессом развития личности на СЮН предполагает создание условий, в которых максимально реализовались бы потенциальные возможности каждого ребенка.

Экологическое  воспитание призвано привить детям правильный взгляд на взаимоотношения человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать формированию экологического мышления и сознания, которые являются важной составной частью мировоззрения. Воспитательная работа в учреждении занимает центральное место в мотивационном развитии личности, ее самореализации и профессиональном самоопределении.

На МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева» экологическое воспитание рассматривается как необходимый элемент общего развития обучающегося, связанного с овладением научными основами взаимодействия природы и человека, где основной целью является развитие у подрастающего поколения определенных знаний и убеждений, готовности к практической деятельности, согласующейся с требованием бережного отношения к природе.

 

Принципы  построения учебно-воспитательного процесса и режим работы

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы:

o принцип преемственности в содержании и в структуре;

o принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм;

o принцип активного деятельностного участия ребенка  в учебном процессе;

o принцип дифференцированного подхода к обучению;

o принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности;

  

Расписание занятий МБУ ДО  «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Расписание занятий на СЮН составляется с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с основной целью – возбудить любопытство ребенка, его познавательный интерес, сформировать на их базе систему познавательных мотивов и установок в области экологии, природоохранительных знаний.

Подобное отношение формирует дидактический стиль педагогов дополнительного образования Станции юных натуралистов, который включает в себя усиление творческого компонента образовательного и воспитательного процесса, использование научных методов исследования, активное внедрение личных творческих планов обучающихся.

 Рационально составленное расписание – это ликвидация перегрузок обучающихся, повышение работоспособности и высокое качество процесса обучения. Расписание занятий обеспечивает выполнение следующих требований:

§  гигиена умственного труда обучающихся разных возрастных групп, дневная и недельная динамика их работоспособности;

§  выполнение норм, регулирующих нагрузку обучающихся;

 

§  возможность перерыва с целью рационального использования сил педагогов;

§  учет требований нормативных документов, регулирующих деятельности учреждения.

  

                                                          РАЗДЕЛ VII.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Педагоги дополнительного образования Станции юных натуралистов непрерывно работают над накоплением опыта применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения, к примеру:

ü технология развивающего обучения направлена на развитие различных способностей обучающихся;

ü технология проблемно-исследовательского обучения направлена на возможность нахождения ребенка в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности обучаемого в соответствии с его возможностями;

ü технология проектного обучения способствует организации самостоятельной деятельности обучающихся.

.

Формы организации УВП:

 

      Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития самостоятельности обучающихся в процессе образования.

Самостоятельная работа – средство формирования познавательных способностей обучающихся. Развитие навыков самостоятельной работы педагоги станции юных натуралистов осуществляют через использование различных форм организации УВП

·        занятия формирования навыков и умений разрабатывать дидактические материалы;

·        видеозанятия;

·        тестирование;

·        решение кроссвордов;

·        устный.

Достойное место в многообразии организации УВП занимает дискуссия, целенаправленный процесс обмена мнениями в группах.

Использование данных форм при освоении содержания образования позволяет создать психоло-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование образовательной деятельности на основе их самовыражения в ходе овладения знаниям.

Главной отличительной особенностью занятий на станции юннатов является использование таких форм организации учебного процесса, как проектно-исследовательская деятельность и экскурсии, способствующие развитию творческого потенциала обучающихся, побуждению их к активному познанию  окружающего мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики.

Используя разнообразные формы эколого-биологического образования и воспитания, педагоги ДО стремятся вовлечь в объединения, сочетающие образовательный и воспитательный процесс, содержательный досуг и здоровый отдых, наибольшее количество учащихся.

Формы работы, которые рождаются в сотрудничестве с родителями и педагогическими коллективами УО  и района, становятся традициями. Это:

v  праздники – «День птиц», «День воды», «День Единства народов Дагестана»,  «День защиты детей», «Золотая осень», «День знаний», «Новогодний утренник», «День победы», «День знаний», «День весны» и др.

v  районные экологические конференции и семинары;

 

v  внеклассные мероприятия

     

Многообразие форм организации учебно-воспитательного процесса расширяет возможности обучающихся в развитии их творческих способностей.

 

РАЗДЕЛ VIII.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Целью практической деятельности на станции юных натуралистов является разработка содержания образования, ориентированного на развитие интеллектуально-творческих возможностей обучающегося и его социализацию. Важную роль в организации образовательного процесса играет научно-исследовательская деятельность учащихся, которая является одной из основных и наиболее перспективных форм экологического образования и воспитания.

 

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:

·               выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

·                                             совершенствование знаний учащихся в области естественных наук;

·               приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов;

·               развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы.

 

Задачи:

·               формирование системы научных взглядов обучающихся;

·               развитие интереса к исследованию природных объектов окружающего мира;

·               создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся;

·               пропаганда природоохранных мероприятий;

·               знакомство с современными методами  научно-исследовательской работы;

·               воспитание экологически нравственных качеств;

·               участие в конкурсах учебно-исследовательских работ и экологических проектов различного уровня.

Педагоги дополнительного образования станции юных натуралистов привлекают ребят к участию в учебно-исследовательской работе через занятия в объединениях и работу на учебно-опытном участке, организуют участие в конкурсах учебно-исследовательских работ и экологических работ, победители которых становятся участниками муниципальных, республиканских и Всероссийских конкурсов.

Опытническая работа на СЮН носит исследовательский характер и является одной из ведущих форм организации учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание в учебно-исследовательской деятельности отводится роли педагога ДО. Исследовательская деятельность педагога в современных условиях является ведущим фактором педагогического творчества, источником его статуса, показателем ответственности, способностей, таланта.

Организация учебно-исследовательской деятельности на СЮН предполагает:

·                    сочетание теоретической и практической подготовки педагогов;

·                    изучение современных методов экологических исследований;

·               работу по формированию у обучающихся научных представлений о природе.

Важнейшим направлением учебно-исследовательской деятельности на станции юных натуралистов является исследовательское обучение.

Цель – активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Организация учебно-исследовательской деятельности требует современного научно-технического обеспечения, позволяющего знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использовать компьютерные технологии, работать в сети Интернет.

В УО накоплен успешный опыт работы с обучающимися по выполнению учебно-исследовательских работ и экологических проектов.

 

                                                         РАЗДЕЛ IX .

СИСТЕМА  ОРГАНИЗАЦИИ

 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Методическое сопровождение образовательного процесса

 

 

Структура методической службы

 
 

Функции и принципы

 работы методиста

 

Формы организации

работы

 

Методический совет,

методист

 

Функции:

v  диагностика;

v  прогностическая;

v  адаптационная;

v  инновационно-развивающая;

v  организационно-педагогическая деятельность;

v  информационно-аттестационная

 

Принципы работы:

v демократичность;

v научность;

v системность;

v открытость и гласность;

v целенаправленность и конкретность;

v принцип кооперирования и интеграции;

v оперативность и гибкость

 
 

Аналитическо-диагностическая

деятельность

v наблюдение;

v тестирование;

v соцопросы;

v анкетирование;

v проектирование;

v консультации;

v анализ

   

Инновационно-развивающая, информативно-организационная, информативно-педагогическая деятельность:

v посещение занятий;

v обучающие семинары;

v тренинги;

v презентации;

v открытые занятия;

v конференции;

v обзор педагогической литературы;

v конкурсы

 

 

 

Научно-методическое сопровождение

 

Обеспечение процессов развития СЮН

Организация образовательной деятельности

Методическое обеспечение образовательного процесса СЮН

 

Внешняя деятельность

Изучение и анализ источников развития

Стимулирование и мотивация деятельности педагогических работников

 

Выявление потребности в методическом обеспечении

 

Сервисные услуги

 

   Социальный      заказ

 

Изучение потенциала коллектива

Разработка авторских, экспериментальных образовательных программ, разработка учебно-методических и диагностических комплексов

  Психолого-педагогическое просвещение родителей

Нормативные документы

Прогнозирование потребности СЮН в преобразованиях

Поиск, разработка и организация новых образовательных и воспитательных технологий

Методический патронаж и обучение педагогических работников СЮН

Системный анализ деятельности учреждения

Консультационная и информационная помощь педагогам

Экспертиза программно-методического обеспечения

 
 

Информационный центр

Разработка концепции и модель СЮН

Разработка инновационных проектов и механизмов их реализации

 
 

Организация деятельности по повышению профессионального педагогического мастерства

Экспертиза авторских образовательных программ

Разработка и внедрение дополнительных образовательных программ

Создание и организация деятельности методического совета

 
 

Организация контактов с социумом

  

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С целью оценки результативности обучения в учреждении организован мониторинг, содержанием которого являются контролирующие и диагностические мероприятия, предусматривающие уровень освоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Процесс оценки включает следующие компоненты:

 

1.  Определение целей обучения, прогнозирование результатов, определение эталонов усвоения.

2.  Выбор контрольных заданий, проверяющих достижение поставленных целей.

3.  Способ выражения результатов проверки, доведение сведений до родителей.

 

Система мониторинга разработана по видам контроля: нулевой, промежуточный, итоговый.

Задача нулевого контроля – анализ учебных возможностей обучающихся:

o   Типичный уровень воспитанности

o   Уровень образовательной подготовленности

o   Отношение к обучению

o   Характер познавательной деятельности

o   Уровень сформированности навыков учебного труда

o   Степень влияния микросреды

o   Трудности и т.д.

Специфика объединений эколого-биологической направленности заключается в формировании этических норм отношения к живой природе – уважения, сочувствия, сострадания, сотрудничества, помощи.

В связи с этим на этапе нулевого мониторинга диагностируется уровень сформированности нравственно-экологической позиции:

 

v негативно-деструктивная;

v равнодушно-созерцательная;

v пассивно-сочувственная;

v активно-добротворческая.

 

Контроль за реализацией образовательных программ

 

Виды

контроля

Содержание

Методы

Сроки

контроля

   

нулевой

Уровень знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам, общая эрудиция

Тестирование, беседа

сентябрь

   

Промежу точный

Освоение учебного материала по теме по теме

Тестирование

январь

 

 

Итого

вый

 

Контроль выполнения поставленных задач

 

Тестирование

май

 

 

На этапе нулевого мониторинга определяется сформированность экологического опыта как совокупность экологически значимых эмоционально-насыщеных взаимодействий ребенка с окружающим миром, запечатлевшихся в его памяти и трансформирующихся в мотивационную среду. На данном этапе контроля диагностируются уровень знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам и общая эрудиция, определяется уровень воспитанности.

В связи с отсутствием образовательных стандартов дополнительного образования специфическими критериями оценивания результатов обучения являются:

·        наполняемость и сохранение групп в течение учебного года;

·        активное участие в мероприятиях эколого-биологической направленности разного уровня;

Положительными результатами обучения на МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»  являются победы обучающихся  в конкурсах муниципального, республиканского уровня и активное участие во Всероссийских мероприятиях.

По окончанию учебного года проводится анкетирование обучающихся на предмет удовлетворенности образовательным процессом.

               

 

 

 

 

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 
Подпись: Субъект
            

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ МОДЕЛИ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Субъект – администрация и педагогический коллектив МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Внешние условия – факторы, влияющие на процесс управления качеством образования: запросы и потребности родителей и других социальных партнёров МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»

Профессиональная готовность субъекта к деятельности – это единство мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент - предусматривает выработку устойчивого положительного интереса к научным разработкам и инновационному опыту коллег по управлению качеством образования, потребность творческого их использования в личном опыте.

Когнитивный компонент – предполагает наличие у педагогического коллектива и администрации необходимых знаний и умений; творческое осмысливание собственного опыта и опыта коллег.

Поведенческий компонент – включает в себя такие важные умения, как анализ и сравнение личного опыта с опытом коллеги научными достижениями; обобщение результатов сравнения и выделение ведущих идей совершенствования деятельности.

Цель управления – обеспечить требуемый уровень качества образования в МБУ ДО «СЮН им Ф.Г. Кисриева»

Принципы - тотальное управление качеством: качество- неотъемлемый компонент качества образовательного процесса; качество- это то, что во главу ставит потребитель образовательных услуг, а не педагогический коллектив. Ответственность за качество должна быть адресной. Повысить качество можно только усилиями всего педагогического коллектива.

Методы управления качеством – психолого-педагогические, организационно- распорядительские, экономические.

Психолого – педагогические – это методы, связанные с убеждением, показом личного примера, применение поощрения и наказания, критики и самокритики, а именно: обучающие семинары, педагогические советы, конкурсы педагогического мастерства, традиции, взаимопосещение занятий, консультации.

Организационо – распорядительские методы – применяются с целью повышения ответственности членов педагогического коллектива, организации их на выполнение поставленных задач. К ним относятся: инструктирование, распределение обязанностей, единые требования.

Экономические методы – это способы материального стимулирования результатов деятельности педагогических работников.

Содержание управления- направления деятельности по управлению качеством образования. К ним относят:

·          оценку показателей инвариантного компонента качества для всех образовательных программ, реализуемых в МБУ ДО «СЮН им Ф.Г.Кисриева»  (ресурсное обеспечение дополнительного образования; качество образовательного процесса; результаты дополнительного образования);

·          оценку показателей вариативного компонента управления качеством образования, отражающего особенности реализации образовательных программ разных направленностей.

Механизм оценки показателей инвариативного компонента качества

 

Показатели качества

Основные компоненты качества образования

Организационный механизм управления качеством дополнительного образования

3.Профессиональная компетентность педагогического коллектива

           

4.Поддержка инициатив и творчества педагогов. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов

5.Финансовые ресурсы

6.Материально- технические ресурсы

7.Качество образовательных программ

                                                       

Повышение квалификации педагогического коллектива через:

·          курсы повышения квалификации,

·          работу над методическими  темами

 

·       проведение анкетирования, бесед с учащимися,

·       анализ соответствующих нормативных документов

·     награждение и премирование по результатам работы,

·     повышение квалификационной категории

   

· подбор кадров,

·  обеспечение образовательного процесса

педагогическими кадрами

·     освоение на 100% бюджетных средств,

привлечение внебюджетных средств.

 

планирование педагогами перспектив оформления кабинетов

 

·     проектирование образовательных программ

в  соответствии

с социальным заказом,

участие в республиканском  конкурсе  авторских программ.

·      

 

·      

 

·      

8.Методическое обеспечение дополнительных образовательных программ

 

·     организационно- методическое сопровождение реализации образовательных программ,

·     консультации и собеседование с педагогами по вопросу методического обеспечения,

 

9. Условия труда и отдыха педагогов

 

·     соблюдение санитарных норм и безопасности образовательного процесса,

·     организация «Дня здоровья»

10. Использование педагогами современных образовательных методик и технологий реализации дополнительных образовательных программ

·     своевременное повышение квалификации педагогов,

·     административный контроль по вопросам использования педагогами современных образовательных методик и технологий реализации дополнительных образовательных программ

 

11.Применение педагогами инновационных образовательных методик и технологий

         

·     мониторинг эффективности применения педагогами инновационных образовательных методик и технологий,

·     распространение и обобщение опыта работы педагогов, владеющих инновационными образовательными методиками и технологиями

Картинка 7 из 60872Картинка 7 из 60872

12.Безопасность образовательного процесса

·      Соблюдение санитарных норм и безопасности образовательного процесса

13.Текущие результаты реализации дополнительных  образовательных программ

 

·     Разработка и использование педагогами диагностических  комплексов к реализуемым образовательным программам

     

1.    Уровень достижений обучающихся

2. Уровень сохранности контингента обучающихся

3. Уровень соответствия полученных результатов целям дополнительных образовательных программ

 

·      внутренний мониторинг МБУ ДО «СЮН им Ф.Г Кисриева» результатов образовательной деятельности,

     

 

 

      

 

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575800

Владелец

Гаджиева  Мадлена Наримановна

Действителен

С 12.07.2021 по 12.07.2022

 

 

образовательная программа (2021-2022 год) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575800 Директор/Заведующий Гаджиева Мадлена Наримановна Дата подписания документа 11.09.2021 00:47:10 (скачать)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575800 Директор/Заведующий Гаджиева Мадлена Наримановна Дата подписания документа 17.11.2021 14:28:07 (скачать)
Наверх

госуслуги

https://pos.gosuslugi.ru/landing

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».